Общение со здоровыми сверстниками поможет детям с задержкой в развитии наверстать упущенное

Источник: 
bezgranitc.ru
21.03.2015

Детский сад с инклюзивным обучением «Улыбка», который входит в Центр социально-трудовой адаптации и профориентации по дошкольному образованию имени У.Муртузалиевой, функционирует в Махачкале с 1995 года. Тогда он работал в ветхом здании по улице Фонвизина.

Когда в стенах стали появляться сквозные трещины, коллектив был вынужден переехать в еще незавершенное здание. Теперь учреждение уже полностью оснащено, укомплектовано. Детский сад рассчитан на 140 мест, но на сегодняшний день детей много – по списку более 250 детей, порядка 100 – с ограниченными возможностями.

По словам заместителя директора Центра Зайнаб Наибовой, отношения между детьми складываются очень хорошо, на первый взгляд даже не определишь больного ребенка. Педагоги уверены, что специальные занятия, общение со здоровыми сверстниками помогут детям с задержкой в развитии быстро наверстать упущенное. Для этого в садике созданы все условия.

У воспитанников детсада такие патологии, как нарушение зрения, ДЦП, синдром Дауна, задержка психоречевого развития – все дети, имеющие инвалидность. В учреждение не берут детей с судорогами, эпилепсией, так как не могут оказать скорую медицинскую помощь. Но такие дети имеют возможность приходить вместе с родителями на занятия.

«Мы стараемся оказать помощь детям с аутизмом, алалией (отсутствие речи), синдромом Дауна и другими заболеваниями. Поскольку дети к нам поступают в основном в возрасте 4 лет, интеллект у них тоже страдает. Ведь к трем годам словарный запас ребенка должен составлять 300 слов, а у некоторых детей нет даже трех. Мы решили, что если дети будут находиться среди своих здоровых сверстников, они будут подтягиваться под них. Кроме того, в здоровых детях это помогает воспитывать толерантность к людям с особенностями в развитии. Они уже знают, какие бывают люди, и будут терпимее относиться к ним в жизни», – говорит Наибова.

По ее мнению, в группе инклюзивного образования только одна треть детей должна быть с отклонениями в развитии, остальные две трети – здоровые дети. И тогда можно будет наладить необходимый процесс развития.

Говоря о действенности подобного метода воспитания в лечении детей с задержкой развития, Наибова отметила, что есть дети, которые к 7 годам «выравниваются» и многие идут в общеобразовательные школы. Но таких только 10-20 процентов. Причина – поздняя диагностика или ребенка поздно приводят в сад. В 6 лет уже ни о каком выравнивании речи идти не может. Для ранней диагностики подобных заболеваний республике необходим Центр.

«Сейчас мы берем детей с трех лет. Я считаю, что и это поздно. В два года уже видно, есть ли у ребенка заболевание. В наш сад ходят порядка 100 детей с отклонениями в развитии, и еще стоят в очереди, мы стараемся не отказывать. Таких детей сейчас очень много. Мы можем охватить только тех, кто живет в городе, а про сельскую местность уже не говорим», – сказала собеседница.

Для работы с детьми с отклонениями в развитии нужны специалисты. Дагестанский государственный педагогический университет готовит логопедов, дефектологов, но есть необходимость и в сурдопедагогах, и в тифлопедагогах, а также в хороших невропатологах. Одним из выходов из такой ситуации был предложен целевой набор от министерства образования и науки республики именно по необходимым специальностям в ДГПУ. Если будет принято решение открывать группы инклюзивного образования в детских садах, необходима переподготовка имеющихся на сегодняшний день специалистов.

Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации имени У.Муртузалиевой является самым большим образовательным учреждением в Российской Федерации для детей с ограниченными возможностями здоровья. Изначально он был построен как вспомогательная школа №8, но в процессе совершенствования стал Центром, который представляет собой многоступенчатое образовательное учреждение, состоящее из структурных подразделений: детский сад, школа-интернат, профучилище. Основной деятельностью Центра является социально-трудовая адаптация и профориентация воспитанников при помощи проведения комплекса образовательно-коррекционных, оздоровительных, профессиональных, социальных и медицинских мероприятий. Численность его воспитанников и обучающихся на сегодня превышает 700 детей.

«В связи с изменяющимися социально-экономическими условиями жизни общества возникает необходимость искать новые формы, методы работы с нашими детьми. В соответствии с этим мы считаем, что одной из важнейших задач коррекционных учреждений является успешная социализация выпускников, практическая подготовка к жизни, интеграция их в общество путем компенсации и коррекции имеющихся у них недостатков.

Таких коррекционных образовательных учреждений в Дагестане восемь. У меня всегда возникал вопрос, куда эти дети после школы уходят. Когда мы создавали этот Центр, мы думали о том, что выпускники школы будут получать дальнейшее образование в профучилице нашего Центра. Чему-то мы их научим, они будут востребованы в жизни. Это задача номер один на сегодняшний день – чтобы выпускники этих восьми школ были сконцентрированы в нашем Центре. То есть у нас идет поэтапная адаптация этих детей», - говорит директор Центра Дагир Исамутдинов.