Зайнаб Магомедмирзаева: «Наша задача – создать для наших учащихся условия для адаптации к нормальной жизни»

Источник: 
bezgranitc.ru
14.01.2016

Профессия педагога изначально непроста, но быть учителем в таком учебном заведении – еще более ответственная миссия.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида города Махачкалы своей главной задачей видит создание максимальных условий детям для их адаптации к нормальной жизни. Первоначально, в 1938 году, школа для глухонемых располагалась в селе Казанище Буйнакского района. После землетрясения 1970 года ее перенесли в Махачкалу, в приспособленную к условиям интерната школу №26. В 2003 году случилась трагедия – в результате ночного пожара погибли 30 детей. В течение следующего года было выстроено новое типовое здание интерната в поселке Ленинкент.

Директор Ленинкентской школы-интерната для глухонемых Зайнаб Магомедмирзаева рассказала о том, как проходит сегодня работа школы и как складывается жизнь ее выпускников.

– Как сегодня проходит образовательный процесс в школе?

– Обучение в школе проходит по специальным коррекционным планам, утвержденным министерством образования России. С учебниками у нас, конечно, проблемы. Они сгорели во время пожара в 2003 году и на сегодняшний день приобрести специализированную литературу очень сложно. Один учебник стоит около 3-4 тысяч рублей. Это специализированные учебники для детей с особенностями развития, которые издаются ограниченным тиражом. Они более иллюстрированные потому, что им главное видеть все наглядно. Занятия начинаются в 8:30, они продолжаются до обеда, после чего мы отправляем детей на прогулку. Затем дети занимаются в различных кружках, они делают уроки и так далее. Всего у нас 220 учащихся в возрасте от 5 до 18 лет.

– Какие специалисты работают с детьми?

– Сегодня в школе-интернате работает уникальный коллектив. Профессия педагога изначально непроста, но быть учителем в таком учебном заведении – еще более ответственная миссия.

Ребенок – настоящее чудо природы, но порой к нему сложно найти подход. Поладить с нашими ребятами иногда бывает вдвойне труднее, поэтому в учреждении работают только удивительные люди – увлеченные и любящие своих подопечных. У нас сегодня работают 110 педагогов, техперсонал – 72 человека.

– Как Вы думаете, как к Вам относятся дети, с которыми Вы проводите большую часть своей жизни?

– Здесь к детям относятся очень доброжелательно, весь коллектив и сотрудники школы стараются поддерживать очень теплые и доброжелательные отношения, а дети, в свою очередь, проявляют свою любовь. Наша главная задача – это создать для них условия для адаптации к нормальной жизни, чтобы они не чувствовали себя в чем-то ущемленными.

– Были ли у Вас какие-нибудь сложные ситуации с детьми?

– Мы с таким не сталкивались потому, что проблемных детей у нас нет, и поэтому не было такого, чтобы они создавали какие-нибудь проблемные ситуации. Были, конечно, дети из неблагополучных семей, полусироты, сироты, но и с ними проблем не возникало. Помимо них, есть больные дети, у которых, помимо глухоты, есть сопутствующие болезни: аутичность, глубокая умственная отсталость. С такими детьми тяжело, но с ними работает психолог, социолог с родителями.

– Приходилось ли Вам лично решать судьбу какого-либо ребенка?

– Конечно, приходилось, очень много раз. Многие из выпускников хотят создавать семьи, и мы им с этим помогаем, ищем более подходящую пару для парня и для девушки. Создаются семьи, мы счастливы за них. У нас сейчас в школе-интернате 5 детей-сирот и 47 полусирот и, конечно, каждому ребенку хочется создать свою семью и жить полноценной жизнью. Кто-то к нам возвращается, родив ребенка, у кого-то рождаются дети с нормальным слухом.

– Вы как директор ощущаете помощь от государства школе-интернату?

– Нас государство полностью обеспечивает и в медицине, и в учебе, но не обходится, конечно, и без добрых людей, благотворительных фондов, которые оказывают нам всю необходимую помощь. В прошлом году по поручению правительства Дагестана и администрации города Махачкалы наш интернат был полностью оборудован новой мебелью, новым инвентарем, вплоть до постельного белья. Да и без спонсоров, конечно, не обойтись. Есть постоянные спонсоры, есть частные лица, которых мы иногда не знаем, помогают они анонимно.

– Как складывается судьба большинства детей после того, как они покидают стены школы-интерната?

– Мы стараемся всегда держать руку на пульсе и знаем, где наши дети. Понятно, что не у всех все складывается радужно с первого раза. Есть дети, которые в жизни делают какие-то ошибки, но дети все-таки подрастают, исправляются и умнеют. Большинство из тех, у кого есть возможность, уезжают за пределы Дагестана, там ищут работу, остальные здесь. Практически все находят для себя ремесло.

– Вы поддерживаете отношения с выпускниками?

– Они каждый год приезжают в школу со своими супругами, через год-два приходят уже с детками, общаемся. В социальных сетях мы создаем группы с нашими выпускниками, где мы можем спокойно общаться и узнавать судьбы детей. Для выпускников наша школа – это целый мир. Здесь они могут прийти и рассказать о своих проблемах учителю. Есть очень много семей, которые создались именно в интернате. На последнем звонке мы смотрим, кому нужна невеста или жених. К примеру, если у парня и девушки есть остаточный слух, то, если они сойдутся, у них родится здоровый ребенок. Если у одного из них полностью отсутствует слух, то есть большая вероятность, что ребенок тоже родится глухим. Поэтому мы считаем нежелательными такие браки, потому что хотим, чтобы было меньше больных детей.

– Что Вы ставите во главу заботы о детях?

– Чтобы наши дети, которым уж суждено по жизни закончить нашу школу, выросли достойными гражданами нашей страны. Чтобы нашли свое место в жизни, достойно отучились в профессиональных учебных заведениях и получили профессию.

– В интернате обучаются дети только из Дагестана?

– Поначалу мы могли принимать детей только из нашей республики. Но сегодня у нас учатся дети и из других регионов. Мы стараемся по возможности не отказывать родителям детей с особенностями развития.

– На ваш взгляд, есть ли необходимость создания в Дагестане еще одной подобной школы?

– Такой необходимости нет, потому что у нас есть возможность принимать, как я уже говорила, всех нуждающихся. У нас единственная просьба к родителям, чтобы они вовремя приводили детей к нам. Не нужно тянуть, пока ребенку исполнится 10-13 лет. Наша школа даст этому ребенку все, чтобы он смог нормально адаптироваться к повседневной жизни.