Горные лыжи помогают встать на ноги детям-инвалидам

Источник: 
ТАСС
15.10.2016

Мы сразу поставили перед ребенком высокую планку.

Фото - ТАСС

Центр реабилитации детей-инвалидов в Сочи зарегистрировал права на собственную методику восстановления двигательной активности у детей с ограниченными физическим возможностями. Использование уникального отечественного приспособления-вертикализатора позволяет ставить инвалидов на лыжи, ролики и даже коньки.

Что заставило успешного предпринимателя в сфере туризма заняться проблемами детей с инвалидностью, сменить профессию туринструктора на специалиста по реабилитации и как горные лыжи помогают встать на ноги тем, кому не могут помочь самые опытные врачи? Об этом рассказал ТАСС сам директор Центра адаптивной физической культуры и спорта "Энергия жизни" Андрей Баталов.

"Первым учеником стала дочь"

Заняться проблемами реабилитации детей-инвалидов меня заставила сама жизнь. Моей дочери в свое время врачи поставили диагноз - детский церебральный паралич. Как у всех родителей таких детей, сначала был шок, потом осознание, что с этим наша семья теперь будет жить всегда, а значит надо что-то делать. Я сам увлекаюсь экстремальными видами туризма, организую сплавы на рафтах по горным рекам, катаюсь на горных лыжах, работал спасателем и инструктором. С малых лет мой ребенок, несмотря на болезнь, был со мной. Сначала в рюкзаке, а теперь могу сказать, что свои первые уверенные шаги дочь сделала на лыжах.

Идею использования специальных приспособлений для удержания тела ребенка в вертикальном положении, так называемых слайдеров-вертикализаторов, мне подсказал опыт программы "Лыжи мечты", которую основал известный актер и шоумэн Сергей Белоголовцев вместе с супругой Натальей. Мы пытались открыть отделение этой программы в горах Красной Поляны, но в силу разных причин не получилось. И тогда решил поступить как в той поговорке: "Хочешь сделать хорошо, сделай сам".

Закончил курсы инструкторов реабилитации, получил свидетельство. Первый моим учеником стала дочь Татьяна, начинали с нуля, таскали на себе лыжи и оборудование, иногда экономили на канатном подъемнике. Однажды нас с дочерью заметило руководство горнолыжного курорта "Роза Хутор", они предложили свою помощь.

"Мы сразу ставим высокую планку"

Чтобы открыть свою горнолыжную школу для детей с ограниченными возможностями, нужно было доказать, что это реально работает. Основы моей методики начали закладываться уже тогда, потому мы и разошлись во взглядах с "Лыжами мечты". Мы сразу поставили перед ребенком высокую планку. Уже через год моя дочь, которой только исполнилось 5 лет, спускалась рядом со мной в вертикализаторе с высоты 2 300 до 1 600 метров над уровнем моря. Оттуда не каждый взрослый, уверенно стоящий на ногах горнолыжник прокатится.

Заметили, как ребенок стал более крепким и уверенным в своих силах. И мы, родители, видели, что она получает удовольствие от катания, песни поет, когда спускается на лыжах.

Обычная реабилитация детей-инвалидов построена на страхе, дети боятся, что будет больно. Здесь же за положительными эмоциями они не замечают, как преодолевают боль.

Организм сам приспосабливается. Горные лыжи влияют на весь организм, заставляют работать все группы мышц, регулируют координацию движений, вырабатывают волевые качества. Адаптируют к экстремальным условиям, к погодным, к необходимости совершать новые для тела движения, все это позитивно отражается на физическом развитии ребенка.

Мы сразу поставили перед ребенком высокую планку. Уже через год моя дочь, которой только исполнилось пять лет, спускалась рядом со мной в вертикализаторе с высоты 2 300 до 1 600 метров над уровнем моря. Оттуда не каждый взрослый прокатится

Когда появилась возможность открыть центр адаптивной реабилитации, "Роза Хутор" предоставила помещение и ски-пассы на подъемники - мы попробовали совместить занятия горными лыжами со скалодромом. Пригласили в группу детей-аутистов, которых сложно увлечь чем-то для них новым. Результаты были ошеломляющие: дети менялись на глазах. В прошлом горнолыжном сезоне мы поставили на лыжи 25 сочинских детей с инвалидностью, всего через наш Центр прошло порядка 60 ребят из Сочи, Краснодара, Ростова-на-Дону, приезжали родители с детьми из Москвы.

"Наша цель, чтобы как можно больше детей с инвалидностью могли выйти из дома"

В сотрудничестве с инженером Константином Пономаревым, разработавшим отечественный аналог вертикализатора, мы опробовали его устройство при восстановлении двигательной активности у воспитанников с детским церебральным параличом. После нескольких занятий дети уверенно катались на горных лыжах, роликах и коньках, что позволило нам получить свидетельство о праве на результаты интеллектуальной деятельности.

Российский вертикализатор назвали "Катюшей", он намного легче зарубежных, к нему можно крепить дополнительные приспособления. Чтобы не прерывать процесс физической реабилитации детей, летом занятия проводили на асфальте и в крытом катке. Нашей методикой заинтересовались специалисты адаптивной физкультуры из института Лесгафта (Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени Петра Лесгафта – прим. ТАСС). Мы предложили врачам-реабилитологам на основе нашей методики разработать государственную программу восстановления инвалидов с различными заболеваниями.

Этим же летом под руководством специалиста из Израиля впервые опробовали новую программу работы с детьми-аутистами. 20 сочинских ребят с расстройствами аутичного спектра и обычные дети вместе играли, лазали по скалодрому, совершали пешие походы, поднимались на канатной дороге, сплавлялись по реке на рафтах.

Сейчас много говорят об адаптивном спорте, но мало развивают адаптивную физкультуру. Это когда важен не спортивный результат, а сам процесс. Наша цель, чтобы как можно больше детей с инвалидностью могли выйти из дома, найти себе досуг по душе. Поэтому ищем партнеров и инвесторов для собственного производства слайдеров. Наш опыт показывает, что это оборудование может заменить собой инвалидную коляску, только надо доработать его технически.

Зимой работа горнолыжной школы для детей-инвалидов продолжится. Есть идея расширить ее до интерактивного инклюзивного центра, где наравне будут заниматься дети с особенностями развития и без.