Более 500 человек обучаются в Республиканском Центре дистанционного обучения детей-инвалидов

Источник: 
РИА "Дагестан"
02.04.2017

В 2009 году постановлением Правительства РД был учрежден Центр дистанционного обучения детей-инвалидов при министерстве образования и науки республики. 

Сегодня в Дагестане делается многое для развития образования: открываются новые школы, внедряют новые образовательные системы, учреждения снабжают новейшими технологиями, проводят региональные обучающие мастер-классы с привлечением ведущих специалистов страны.

Но, к сожалению, не все дети в силу своих физических недостатков способны даже просто посетить школу. Именно для таких детей в 2010 году в Махачкале открылся Республиканский Центр дистанционного обучения детей-инвалидов, где они могут получить полное начальное, основное и среднее образование, сидя дома и занимаясь с преподавателем в онлайн-режиме.

В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» директор Центра Гаджимурад Усманалиев рассказал подробно о работе учреждения, образовательной программе и ближайших планах.

История Центра

В 2009 году постановлением Правительства РД был учрежден Центр дистанционного обучения детей-инвалидов при министерстве образования и науки республики. В 2010 году из федерального бюджета учреждению выделили финансирование на покупку необходимого оборудования, на подключение к сети Интернет. В том же году были приняты 38 первых учеников. В последующем, по мере поступления оборудования, каждый год увеличивалось и количество детей. Всего Центр получил 704 комплекта оборудования в последующие 3 года.

На сегодняшний день в Центре обучается 515 учеников из 48 муниципалитетов республики и работает 187 учителей.

«Наши дети обучаются с 1 по 11 класс и проходят программу общеобразовательной школы. Единственная разница между обычной школой и нашим центром – это продолжительность уроков: в младших классах она составляет 30 минут, в старших – 35 минут».

Дистанционная форма обучения была новшеством не только для Дагестана, но и для всей страны. Поэтому многое Центру приходилось придумывать самим и порой внедрять методом проб и ошибок. Мы столкнулись с большими проблемами в начале, когда увеличивали контингент учащихся, проживающих в районах со слабой инфраструктурой информационно-коммуникативных технологий. К сожалению, не во всех населенных пунктах есть интернет, а для того, чтобы мы успешно работали и проходили учебный материал, нужен был широкополостный канал интернета», – сказал он.

Центр вышел из этой ситуации путем подключения спутникового интернета. Оборудование дорогостоящее и ежемесячная оплата дороже, чем обычный канал. Ребенок снабжается рабочим местом, в который входят рабочий компьютер последней модификации Mac mini, процессор, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, цифровой микроскоп, огромное количество периферийного оборудования и образовательных программ. За счет государства устанавливается интернет, оборудование и ежемесячно оплачивается интернет. От родителей требуется только установить компьютерный столик дома в таком месте, где другие члены семьи не мешали бы образовательному процессу.

Особенности образовательной программы

В каждом классе учреждения обучается по три ребенка. Педагоги работают через Skypе. Кроме того, у сотрудников Центра есть возможность удаленного доступа к каждому компьютеру через программу Team Viewer, то есть можно отслеживать чем занимается ребенок в учебное и внеучебное время, проверять используется ли оборудование по назначению.

Большая часть учеников – это дети, которые перешли в Центр с домашней формы обучения. По словам директора образовательного учреждения, домашнее обучение не дает того уровня знаний, которые позволили бы детям в дальнейшем устроить свою жизнь, потому что при домашней форме обучения программа предусматривает до девяти часов изучения материала.

«Выяснилось, что некоторые дети не изучали совсем определенные предметы. И когда они попадали к нам, уровень их знаний не соответствовал классу, в котором они обучаются. Наши дети могут получить полную школьную программу, они с удовольствием занимаются, характер становится более уверенным, а родители оставляют хорошие отзывы. Преподаватели Центра заранее готовятся к каждому уроку. Помимо поурочного плана, у педагога должна быть папка на каждый урок и наглядный материал, чтобы вовлечь детей в процесс обучения.

При дистанционном обучении дети имеют возможность проводить лабораторные работы по физике и химии, используется огромное количество карт и атласов, слайд-шоу, презентации, фрагменты видео-уроков, документальные фильмы на различную тематику», – подчеркнул Усманалиев.

Все ученики проходят весь курс начального, основного и среднего образования в силу своего здоровья. Основной критерий при приеме детей – это сохранность интеллекта. И те наши выпускники, которые прошли здесь начальную, основную и среднюю школу, учатся в высших учебных заведениях не только Дагестана, но и в других регионах России.

Кроме того, Центр проводит огромное количество внеурочных мероприятий в целях социальной адаптации детей. Большое количество детей с ДЦП и заболеваниями, которые не позволяют им выходить в общество. Поэтому в Центре проводятся мероприятия даже чаще, чем в обычной школе. Так, только за прошлый год здесь было организовано 25 мероприятий за 9 учебных месяцев. Также проводятся выездные мероприятия: в 2016 году прошло 3 выездных мероприятия в Дербенте, Кизляре и Хасавюрте с целью охватить детей, которые не могут приехать в Махачкалу.

По каждому предмету в Центре работает по 15-16 человек. Кроме того, имеется около 300 анкет желающих сюда трудоустроиться.  «Чтобы поступить к нам на работу учитель проходит три собеседования: на предмет владения компьютером, на уровень знания своего предмета и на проверку его человеческих качеств. То есть определяются его способности к работе именно с этим контингентом детей. Специфика нашей работы требует терпения и сострадания со стороны учителей. Им нужно такое терпение, которого они не могут порой проявить к своим родным и близким. У нас абсолютно не разговаривают на повышенных тонах, и учителям категорически это запрещено», – рассказал директор.

Мобильное электронное образование

Центр использует в своей работе информационно-коммуникативные технологии больше, чем кто-либо и где-либо в республике. «Мы готовы делиться опытом. Сегодня предлагается внедрить в Дагестане, как и во всей стране, мобильное электронное образование.

Мы тесно сотрудничаем с руководителем компании “Мобильное электронное образование” Александром Кондаковым, который возглавлял рабочую группу по разработке федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения. Он бывает часто в Дагестане, неоднократно посещал и наш Центр. Поэтому базовым учреждением для внедрения мобильного электронного образования во все образовательные учреждения республики, скорее всего, будет наш Центр», – поделился Гаджимурад Усманалиев.

Также по поручению министра образования и науки РД Центром организована дистанционная форма обучения в школах, где долгие годы существовала нехватка специалистов по отдельным предметам. В частности, учреждением охвачено 6 школ в населенных пунктах территориального управления отгонного животноводства.

«Мы можем охватить всех детей Дагестана, нуждающихся в дистанционной форме обучения. Единственная проблема заключается в том, что за эти годы оборудование у нас износилось. Поэтому есть необходимость в обновлении оборудования, либо в его капитальном ремонте. Мы уже договорились с министерством образования и науки республики, что в следующем году Центр получит средства на эти нужды», – подытожил руководитель образовательного заведения.